Пивные места

Сам процесс пития пива в Советском Союзе кардинально отличался от употребления всех остальных алкогольных напитков по нескольким причинам: низкая цена, максимальная и повсеместная доступность, социальная значимость мест его распития. Разновидностей точек продажи и потребления пива было не так уж и мало.

Во-первых, знаменитые пивные ларьки или бочки, стоя у которых можно было выпить по паре кружечек, особо не задерживаясь, например, по дороге с работы домой. Работники пивных ларьков и бочек были, по мнению общественности, людьми состоятельными: все свято верили, что на недоливе и разбавлении они делали себе состояния.

В годы антиалкогольной кампании бочки практически повсеместно исчезли с наших улиц, а ларьки превратились в обычные для того времени поля алкогольных боев и очередей, с ханыгами, предлагающими за рубль налить пивка без очереди, но первыми исчезли кружки, а значит, и возможность выпить не задерживаясь. Кстати, именно из-за нестабильности поставок пива в ларьки, а значит, непредсказуемости его покупки и возникла привычка наливать пиво в полиэтиленовые пакеты. В тех регионах, где с пивом перебоев не было, например, в Ленинграде, о такой возможности и знать не знали, и были сильно удивлены тем, как ловко мы наливаем по три литра в каждый пакет, а потом их связываем парами.

Вторая и самая, наверное, главная категория — это советские пивные, места, любимые нашими людьми и неоднократно показанные в советском кино. Обычно это небольшой зал с примитивной обстановкой и ассортиментом, с антисанитарией и плохой вентиляцией, с нередко закрытым туалетом и тусклым светом. Но все это просто ерунда по сравнению с возможностью посидеть (или постоять) с такими же, как ты, попить пива, обсудить последние новости, услышать свежие анекдоты, да и просто побыть в компании добрых друзей. Контингент в пивных был самый различный: от рабочего до интеллигента — пиво всех уравнивало. И еще в пивной практически никогда не бывало женщин, а значит, это был некий прообраз мужского клуба, наподобие вечерних посиделок в гараже.

На третье место можно поставить бутылочное пиво, у которого была весьма непростая судьба в Советском Союзе. Сначала его игнорировали из-за дороговизны по сравнению с разливным, потом его сложно было найти из-за сокращения производства, а потом и из-за борьбы с пьянством. Некоторые граждане делали еще и так: в охоте за бутылочным пивом подъезжали к пивзаводу, караулили выезжающую машину, пристраивались в хвост, вместе подруливали к магазину и там — либо первые в очереди, либо за помощь при разгрузке покупали пиво с черного хода.

Выбор бутылочного был не особенно велик, обычно пять-семь наименований на регион, но в каждой области обязательно было свое «Жигулевское». Считается, что на пике популярности его производили несколько сотен пивзаводов по всей стране, хотя право на этот бренд первоначально имело только самарское предприятие из-за близлежащих Жигулевских гор. Кстати, бутылочное имеет массу преимуществ: оно не выдыхается, дольше хранится и вообще вкуснее. Девушки в Советском Союзе охотнее пили бутылочное.

К четвертой, последней, категории относятся пивные рестораны. Подобных заведений было очень мало, особенно в масштабах страны. Как правило, пивной ресторан — это что-то серьезное и солидное, с меню, в котором был обязательный пивной уклон. Высшим шиком в меню, безусловно, были раки, не считая свежего местного пива.

Кстати, по поводу раков: обычно возле каждого ларька, бочки или пивной, где-то рядом появлялся улыбчивый мужичок, который продавал сухую рыбку (и даже раков), под которую пиво шло просто изумительно. Возле пивных ресторанов таких мужичков, естественно, не было, потому что один из главных законов советского общепита гласил: «Со своим нельзя!»

Вот, собственно, и все возможности советского человека отведать этого дивного напитка, уходящего своими корнями в древность даже в нашей стране. Были, конечно, еще эксклюзивные поставки импортного чешского пива, но они были доступны лишь представителям партийной номенклатуры да работникам Крайнего Севера, так что это за категорию можно и не считать.

Любовь к пиву в то время была повсеместной, и, когда в стране начали происходить изменения в негативную для пива сторону, народ выходил из ситуации кто как мог. Некоторые пробовали варить пиво в домашних условиях, другие искали каналы прямого доступа на пивзаводах, ведь в то время все, что было в дефиците, активно выносилось.

Сейчас, конечно, все поменялось: пиво везде и всюду, сортов и производителей огромное количество, разливное теперь стоит в два раза дороже бутылочного и т.д. и т.п. Одно осталось неизменным: пиво по-прежнему вкусно, за ним по-прежнему приятно проводить время в компании друзей, и девиз у любителей пива прежний: «Если душевно болен, если с тобой беда — ты ведь идешь не в баню, ты же идешь сюда!» И это, как и прежде, про пивную!

(Просмотрено 1 раз, 1 визитов сегодня)